Пришло время шизорецензии на фильм повара всея Руси Евгения Пригожина "Лучшие в аду" 2022 года.
В фильме демонстрируется противостояние группы бойцов "белых" (ЧВК "Вагнер") и "желтых" (не обозначаемый противник)
На протяжении полутра часов нам предстоит посмотреть на путь боевой группы "белых" из пункта А в пункт Б, группе "желтых" же необходимо помешать их продвижению.
Стоит думаю начать с минусов, я выделил всего один. Меня лично расстроило полное обезличивание бойцов, что "желтых", что "белых". Они приходят из ниоткуда и уходят в пустоту. За редкими моментами (о которых ниже) достаточно тяжело сопереживать людям о которых знаешь очень мало. Я понимаю, что раскрытие персонажей не главная цель фильма, но лично мне этого не хватило.
А теперь о плюсах.
1. Нам показали прекрасную операторскую работу, постановку кадра, отличные эффекты. Стоит отметить, что фильм снимали за буквально рекордные сроки и результат просто поразителен.
2. Отдельно следует сказать о боевых сценах и взаимодействии родов войск. По словам приближенных к военной теме людей фильм в целом показал как есть в реальности. В фильме мы увидим комплексный характер взаимодействия пехоты-артиллерии-авиации в современной войне, для людей которые вообще не в теме крайне рекомендуется к просмотру, как ознакомительный материал.
3. Посыл фильма.
«Если вы знаете врага и знаете себя, вам не нужно бояться результата сотен сражений.
Если вы знаете себя, но не врага, за каждую победу вы также будете терпеть поражение.
Если ты не знаешь ни врага, ни себя, ты будешь погибать в каждой битве».
Сунь Цзы «Искусство войны».
Пригожин в своих публичных выступлениях много раз подчеркивал необходимость уважения к сопернику как необходимости победы над ним. Иначе вашу победу нельзя назвать абсолютной и даже вероятной.
"Лучшие в аду" демонстрируют уважение "белых" к "желтым" и наоборот. Все воспринимают друг друга в серьез и готовы сражаться в полную силу.
4. "Они такие же как и мы"
Разумеется война это плохо. Это кровь, голод, болезни и смерти. Но вдвойне хуже, когда воюют люди из одного этноса.
Посыл "Они такие же как мы" транслируется через весь фильм. Что "желтые", что "белые" верят в одного бога, обоих дома ждут примерно похожие семьи и быт, обе стороны проявляют идентичный героизм в борьбе с противником. Только вот по факту никакого противника не существует. Это просто битва с зеркалом. Жестокая и бессмысленная.
"Они воевали сами с собой".
5. Антивоенная драма.
"Желтые" ничем не отличаются от "белых". В фильме около 6 раз поднимался вопрос что "эта война никому не нужна", "Непонятно ради чего это" и тому подобное. Никто из участников боестолкновения не может ответить сам себе на вопрос "Ради чего мы это делаем?". Даже старшие офицеры буквально в недоумении когда доходит до этого вопроса.
Особенно хороши редкие диалоги между бойцами. Разговор с мертвым побратимом вообще классика, я уже и забыл когда этот приём использовали.
В концовке фильме "белые" победили и выполнили боевую задачу. Только вот "завтра всё началось с начала". Приехало новое пополнение из тыла и всё началось заново. И так час за часом, день за днём. Разумеется автор вдохновлялся Ремарком, а именно "Стальными грозами", посыл получился ясным и понятным.
Итог.
"Лучшие в аду" это тот самый фильм который не покажут в кино, но его стоит посмотреть. Послевкусие от кино оставляет много вопросов и печальное чувство рефлексии.
Завтра всё повторится вновь. Они воевали сами с собой.